25.05.2017
Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. С принятием в 1992 году Закона «Об образовании» школьная форма в России перестала быть обязательной. И последние два десятилетия в российских школах прошли под знаком «бесформенности». Если еще недавно вопрос о школьной форме оставался без внимания, то сегодня проблема одежды для школьников вновь становится актуальной, и во многих общеобразовательных школах и лицеях нашей страны наблюдаются тенденции к ее возрождению. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности. Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Дискуссии о необходимости введения школьной формы в последнее время ведутся все активнее не только в школах, но и на самом высоком государственном уровне. В конце 2013 года Госдума РФ приняла законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части установления требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций). По мнению его разработчиков, одежда для посещения уроков должна быть современной, стильной, деловой и при этом устранять признаки имущественного неравенства, а также религиозного различия. Словом, являть собой светский дресс-код. Но одно дело – единый дресс-код (к примеру, светлый верх, темный низ), и совсем другое – навязывание формы единого образца. Форму в школах с нового учебного года введут: этот факт сомнений уже не вызывает. Федеральное законодательство предоставляет образовательным учреждениям право составлять свои требования к школьной форме, если иное не установлено федеральными или региональными законодательными актами. То есть, регионам дана возможность устанавливать собственные нормативы одежды учащихся «с учетом местной специфики, пожеланий школ, школьников и их родителей». Взяв за основу рекомендации, разработанные Министерством образования и науки РФ, более трети российских школ уже ввели у себя школьную форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? Большинство сегодняшних школьников уже не застало школьную форму, они могут судить о ней лишь по старым фотографиям и кинолентам. Для некоторых ребят школьная форма представляется мрачной и безликой одеждой. Сколько споров и разных мнений сейчас у нас. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма — изобретение советского руководства. История школьной формы в России. Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто?- Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ. Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Стали. В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников, гимназистов, пожарных и железнодорожников. В институте благородных девиц, созданном Екатериной II в 1764 году, девушки были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность. Школьная форма в Российскую Империю пришла из Англии и ввел ее Николай I в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. До 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях. Это было исключительно сословным признаком. У мальчиков была форма военного фасона, а девочки носили тёмные строгие платья. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Учителя и прежде всего надзиратели строго настаивали на последовательном соблюдении всех правил ношения костюма. Малейшее нарушение - расстегнутый воротник, плохо пришитые, а тем более неначищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца - сурово преследовалось. И с этого времени до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма. Форма для девочек была утверждена на целых 62 года позже в 1896 году и в результате появился первый наряд для учениц. Повседневные платья учениц шили из забытой теперь шерстяной материи - камлота (camelot). Платья были закрытые, или, как говорили тогда, "глухие", одноцветные, самого простого покроя. Их украшал только белый передник и цветной поясок. Единожды введенная форма одежды постоянно менялась в деталях, крое, но была обязательной вплоть до 1917 года. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого. Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. (В целом, форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца). В 1944 году было введено раздельное обучение, от которого в 1954 году, правда, отказались. Стоит отметить, что школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. Хрущёвская оттепель не сразу сказалась на демократизации школьной формы, однако это всё-таки произошло. Правда, повезло только мальчикам. В 1962 году их переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма для девочек осталась прежней. Покрой формы стал соответствовать тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. С 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки у мальчиков были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения. В начале 80-х годов была введена форма для старшеклассников (ее начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки, пиджака и жилетки. Разрешалось носить распущенные волосы. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Наконец, в 1988 году форменная история плавно двинулась к концу. Части школ в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году после развала Советского Союза форма была отменена окончательно. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки-клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР. Как символ школы форма советского образца надевается иногда на последний звонок. В настоящее время общей школьный формы еще пока не существует. В различных гимназиях и лицеях вводится ношение формы, но оно имеет локальный характер. Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы. Школьная форма разных стран. Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то — очень модная и необычная.
Мир, похоже, так до конца и не определился, носить школьную форму или нет. Однако во многих странах мира ученики элитных школ носят единую форму в обязательном порядке. Нужна ли школьная форма? Этим вопросом задаются тысячи детей, родителей и педагогов в разных странах мира. Почему вопрос введения обязательной единой школьной формы стал таким актуальным? Почему общество не может прийти к единому мнению? Для того чтобы узнать мнение учащихся, их родителей и педагогов нашей школы о необходимости введения школьной формы, был проведен социологический опрос "Нужна ли школьная форма и какой она должна быть?" Результаты анкетирования учащихся старших классов показали:
Можно сделать вывод: Все-таки большинство родителей Положительно относятся к школьной форме. Мнение наших учителей полностью совпадают. По результатам опроса мы видим, большинство учащихся, их родителей и учителей, считают, что школьная форма необходима. Ее следует ввести как можно скорее, но вопрос о введении единой школьной формы полон противоречий. На него сложно дать однозначный ответ, так как необходимо учесть множество нюансов. Делая выводы из сказанного, можно отметить, что
Форму в школах введут: этот факт сомнений уже не вызывает, но какой она будет, этот вопрос остается открытым. Результаты исследования показали: учащимся нравится форма модная, стильная, удобная и красивая. Автор: Пономаренко Анастасия. |
2024 © АО «Трикотажная фирма «Заря». Производство и продажа трикотажа оптом и в розницу от производителя. Мужской женский и детский трикотаж.