Производство трикотажных изделий для мужчин,
женщин и детей.

 
Отдел маркетинга и сбыта:
+7 (4872) 30-89-26
+7 (800) 250-06-17
tfzarya_sales@mail.ru
Секретарь:
+7 (4872) 31-22-09
tfzarya@mail.ru
 
Главная ::  Статьи ::  Школьная форма: за и против

Школьная форма: за и против

 25.05.2017


Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. С принятием в 1992 году Зако­на «Об образовании» школьная форма в России перестала быть обязательной. И последние два десятилетия в рос­сийских школах прошли под зна­ком «бесформенности». Если еще недавно вопрос о школьной форме ос­тавался без внимания, то сегодня проблема одежды для школьников вновь становится актуальной, и во многих общеобразователь­ных школах и лицеях нашей страны наблю­даются тенденции к ее возрождению. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности. Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Дискуссии о необходимости введения школьной формы в последнее время ведутся все активнее не только в школах, но и на самом высоком государственном уровне. В конце 2013 года Госдума РФ приняла законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части установления требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций). По мнению его разработчиков, одежда для посещения уроков должна быть современной, стильной, деловой и при этом устранять признаки имущественного неравенства, а также религиозного различия. Словом, являть собой светский дресс-код. Но одно дело – единый дресс-код (к примеру, светлый верх, темный низ), и совсем другое – навязывание формы единого образца.

Форму в школах с нового учебного года введут: этот факт сомнений уже не вызывает. Федеральное законодательство предоставляет образовательным учреждениям право составлять свои требования к школьной форме, если иное не установлено федеральными или региональными законодательными актами. То есть, регионам дана возможность устанавливать собственные нормативы одежды учащихся «с учетом местной специфики, пожеланий школ, школьников и их родителей». Взяв за основу рекомендации, разработанные Министерством образования и науки РФ, более трети российских школ уже ввели у себя школьную форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? Большинство сегодняшних школьников уже не застало школьную форму, они могут судить о ней лишь по старым фотографиям и кинолентам. Для некоторых ребят школь­ная форма представляется мрачной и безли­кой одеждой. Сколько споров и разных мнений сейчас у нас. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма — изобретение советского руководства.

История школьной формы в России.

Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто?- Петр I. Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ. Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Стали. В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников, гимназистов, пожарных и железнодорожников.

В институте благородных девиц, созданном Екатериной II в 1764 году, девушки были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

1834 год - закон о введении единой формы для мальчиков

Школьная форма в Российскую Империю пришла из Англии и ввел ее Николай I в 1834 году.  Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

До 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях. Это было исключительно сословным признаком. У мальчиков была форма военного фасона, а девочки носили тёмные строгие платья. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.  Учителя и прежде всего надзиратели строго настаивали на последовательном соблюдении всех правил ношения костюма. Малейшее нарушение - расстегнутый воротник, плохо пришитые, а тем более неначищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца - сурово преследовалось.

И с этого времени до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.

1896 год – утверждена форма для девочек 1896 год – утверждена форма для девочек

Форма для девочек была утверждена на целых 62 года позже в 1896 году и в результате появился первый наряд для учениц. Повседневные платья учениц шили из забытой теперь шерстяной материи - камлота (camelot). Платья были закрытые, или, как говорили тогда, "глухие", одноцветные, самого простого покроя. Их украшал только белый передник и цветной поясок. Единожды введенная форма одежды постоянно менялась в деталях, крое, но была обязательной вплоть до 1917 года.

 
1918 год - отменена школьная форма

В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования.

С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

 

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.




Школьная форма в 20-е годы Школьная форма в 20-е год

В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. (В целом, форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца).

В 1944 году было введено раздельное обучение, от которого в 1954 году, правда, отказались.

Стоит отметить, что школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

Школьная форма в 1960 - 1980 гг. Школьная форма в 1960 - 1980 гг. Школьная форма в 1960 - 1980 гг. Школьная форма в 1960 - 1980 гг.

Хрущёвская оттепель не сразу сказалась на демократизации школьной формы, однако это всё-таки произошло. Правда, повезло только мальчикам. В 1962 году их переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма для девочек осталась прежней. Покрой формы стал соответствовать тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х.

С 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки у мальчиков были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения.

В начале 80-х годов была введена форма для старшеклассников (ее начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки, пиджака и жилетки. Разрешалось носить распущенные волосы. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий.

Наконец, в 1988 году форменная история плавно двинулась к концу. Части школ в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую.

1992 год - отменена школьная форма 1992 год - отменена школьная форма 1992 год - отменена школьная форма

А в 1992 году после развала Советского Союза форма была отменена окончательно. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки-клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР. Как символ школы форма советского образца надевается иногда на последний звонок.  В настоящее время общей школьный формы еще пока не существует. В различных гимназиях и лицеях вводится ношение формы, но оно имеет локальный характер.

Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

 

Школьная форма разных стран.

Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то — очень модная и необычная.

Самой большой европейской страной, в которой принята школьная форма, является Великобритания. В этой стране множество учебных заведений закрытого типа. И каждая частная школа имеет собственную форменную одежду, подчеркивающую ее элитарность. В этой стране школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.

Школьнвя форма в Велико британии

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах ученики могут участвовать в разработке школьной одежды.

Школьнвя форма в Германии

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Католические школы, например, в Брюсселе, используют определенного вида форму. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук. Ношение формы в католических школах практически всегда является обязательным.

Школьнвя форма в Бельгии

Во Франции единая школьная форма существовала с 1927 по 1968 г. Она напоминает лабораторный халат, имеет в каждом классе свой цвет и выдается бесплатно.

Школьнвя форма во Франции

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (англ. dress code).

Школьнвя форма в США

В Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма — эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму. При этом еще 10 лет назад японские школьники негативно воспринимали школьную форму.

Школьнвя форма в Янии

Школьная форма в Мексике обязательна для всех учащихся. В каждой школе введена форма собственного цвета и дизайна. Но есть и некоторые общие элементы. Мальчики должны носить брюки, рубашку и свитер. Девочки носят белую рубашку с короткими рукавами, сарафан, кофту на пуговицах и черные туфли на низком каблучке.

Школьнвя форма в Мексике

В Турции школьная форма введена практически во всех государственных и частных образовательных учреждениях, она различается на разных ступенях обучения: в начальной школе ученики носят синюю форму, в средней и старшей школе мальчики должны носить темно-серые брюки, белые или голубые рубашки, пиджаки и галстуки.

Школьнвя форма в Турции

Китайская школьная форма нередко походит на спортивный костюм. Форма в материковой части Китая обычно состоит из двух наборов: летнего и зимнего. Зимний комплект для мальчиков включает свитер (или ветровку на молнии) и брюки.

Школьнвя форма в Китае

Школьная форма в Индии обязательна с младших ступеней образования вплоть до старшей школы. Школьная форма для мальчиков состоит из светлой рубашки и темных или синих брюк. Девочки в индийской школе носят рубашку и юбку. В ряде школ обязателен галстук. Однако в некоторых школах Индии девочкам принято носить сари (единого цвета и кроя).

Школьнвя форма в Индии

Мир, похоже, так до конца и не определился, носить школьную форму или нет. Однако во многих странах мира ученики элитных школ носят единую форму в обязательном порядке.

Нужна ли школьная форма?

Этим вопросом задаются тысячи детей, родителей и педагогов в разных странах мира. Почему вопрос введения обязательной единой школьной формы стал таким актуальным? Почему общество не может прийти к единому мнению? Для того чтобы узнать мнение учащихся, их родителей и педагогов нашей школы о необходимости введения школьной фор­мы, был проведен социологический опрос "Нужна ли школьная форма и какой она должна быть?"

Результаты анкетирования учащихся старших классов показали:

  • На вопрос, ваше отношение к школьной форме:
    Нужна ли школьная форма? Мнение учеников
    • 67% опрошенных респондентов - положительно относятся к школьной форме,
    • 23% - имеют нейтральное отношение,
    • 10% - отрицательное.
  • Что будете делать, если в нашей школе введут обязательную форму:
    Что будете делать, если в нашей школе введут обязательную форму
    • буду носить с удовольствием – 62%,
    • буду носить, но без удовольствия – 30%,
    • пойду на конфликт, но носить не буду – 8%;
  • Согласны вы с суждениями:
    • школьная форма это красиво – 52%
    • школьная форма это удобна – 49%
    • школьная форма не мешает проявлению индивидуальности – 54%
    • школьная форма положительно влияет на имидж школы – 58%
    • школьная форма помогает сосредоточиться на учебе – 35%
    • школьная форма исключает конфликты на почве предпочтений в одежде – 28%
  • Что, по вашему мнению, необходимо оговорить в случае обязательного введения школьной формы:
    что, по вашему мнению, необходимо оговорить в случае обязательного введения школьной формы
      >
    • Цвет формы – 15%,
    • состав обязательных и необязательных элементов (рубашка, пиджак, галстук – для мальчиков, платье, жакет, блузка, юбка – для девочек) – 30%,
    • наличие или отсутствие в составе элементов школьной формы, которые указывают на принадлежность ученика к классу, к определённой школе, к определённому региону – 18%,
    • фасон формы + цвет + модные элементы – 32 , от ответа воздержались – 5%
  • Мнение родителей «за» школьную форму – 78%
    Нужна ли школьная форма? Мнение родителей
    • «Школьная форма сглаживает социальное неравенство»
    • «Форма способствует сплочению и единению школьного коллектива»
    • «Форма дисциплинирует человека и приучает к порядку»
    • «Школьная форма не мешает индивидуальности, так как индивидуальность должна проявляться в словах, поступках и делах»
  • Мнение родителей «против» школьной формы – 9%
    • «Детям нужна индивидуальность»
    • «Пусть каждый выбирает сам себе одежду по вкусу»
    • «Форма- это уже вчерашний день»
  • Нейтральное отношение к введению школьной формы высказали – 13%

Можно сделать вывод: Все-таки большинство родителей Положительно относятся к школьной форме.

Мнение наших учителей полностью совпадают.
Единая форма должна вернуться в наши школы 100% опрошенных респондентов.
«Форма организует учеников, придаёт им уверенность, убирает проблемы в общении»
«Школьная форма дисциплинирует учеников, приучает к порядку, организованности, настраивает на рабочий лад. Она не мешает проявлению индивидуальности. Каждый может найти способы выразить свое «Я» достойно»
«Несомненно, школьная форма сглаживает социальное неравенство, вводятся нормы, которые учитывают финансовое положение семей учащихся»
«Интеллект, ухоженный строгий вид, чистая одежда, красивая прическа – вот индивидуальность современного ученика»

По результатам опроса мы видим, большинство уча­щихся, их родителей и учителей, считают, что школьная форма необходима. Ее следует ввести как можно скорее, но вопрос о введении единой школьной формы полон противоречий. На него сложно дать однозначный ответ, так как необходимо учесть множество нюансов.

Делая выводы из сказанного, можно отметить, что

  • современная школьная форма – это не отголосок прошлого, а необходимость настоящего, она актуальна для современных школьников;
  • школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, даёт возможность осознать свою принадлежность к определённому коллективу.
Какой же должна быть школьная форма XXI века? Какой же должна быть школьная форма XXI века?
Какой же должна быть школьная форма XXI века? Какой же должна быть школьная форма XXI века?
Какой же должна быть школьная форма XXI века? Какой же должна быть школьная форма XXI века?

Форму в школах введут: этот факт сомнений уже не вызывает, но какой она будет, этот вопрос остается открытым. Результаты исследования показали: учащимся нравится форма модная, стильная, удобная и красивая.

Автор: Пономаренко Анастасия.

Возврат к списку

Внимание: вся информация, представленная на сайте, как то: цены, характеристики, цвета и др., носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой ни при каких условиях.